История пластиковых окон. Полтора века интриг, прорывов и достижений

Пластиковые окна в старых домах

Мы привыкли к пластиковым рамам в окнах своих домов. И совершенно не задумываемся над тем, что еще лет 70-80 назад никто во всем мире не предполагал такого развития событий. Пластик тогда вообще считался несерьезным материалом. Из него тогда только начинали изготавливать детские игрушки да дешевую домашнюю утварь. А о применении таких материалов в массовом строительстве речь вообще не шла.

Идея использовать пластик для остекления окон принадлежит предприимчивым американцам. Именно они придумали технологию, разработали оптимальную конструкцию и организовали массовое производство. Именно в Штатах производители металлопластиковых профилей преодолевали мощное сопротивление строительных компаний и скепсис частных застройщиков. И к концу ХХ века В США продавалось в год уже около 15 миллионов пластиковых окон.

Альтернатива дорогим природным материалам

ПВХ – один из первых искусственно синтезированных полимеров, который начали массово применять в промышленных масштабах. Меняя технологию и совершенствуя формулу, специалисты стремились создать максимально рентабельную замену природным конструкционным материалам.

Впервые появление поливинилхлорида отмечено еще в XIX веке, в 1838 году. Тогда, действуя фактически наугад, его в ходе одного из экспериментов получил Реньо (известный в свое время французский химик). Похожее по составу и свойствам вещество было получено и в Германии. В 1872 г. такой результат зафиксировал в своем лабораторном журнале химик Бауман.

В каждом их случаев результатом сложной химической реакции были белые гранулы приличной твердости. Они образовывались под действием солнечных лучей из уже известного к тому времени винилхлорида. Но в 19 веке это загадочное вещество так и осталось химическим курьезом: никому не пришло в голову организовывать его промышленное производство.

Запатентован полимер был уже в 1913 году изобретателем из Германии Клатте. А уже через 7 лет ПВХ стали успешно производить в США. Такой пластиковый бум обязан своим всплеском специалистам компании B.F. Goodrich и прикладному ученому Вальдо. В поисках дешевой замены натуральному каучуку они экспериментировали с уже известными искусственными полимерами. Приемлемой альтернативой оказался поливинилхлорид – не боящийся воды, достаточно пластичный и дешевый. Уже во Вторую Мировую он массово применялся в качестве изоляции проводов на военных судах.

Прогресс и люди

К 50-м годам прошлого века популярным трендом стали окна из алюминиевых сплавов. Мир практически вышел из послевоенного кризиса, началось массовое строительство, нужна была альтернатива деревянным рамам. При этом об энергосбережении пока никто не задумывался. Так что легкий и прочный (хоть и «холодный») алюминий нашел своих покупателей. Но прогресс идет не сам по себе – его двигают люди.

  • В 1957 г. Дэвид Вейс, основатель мало известной тогда производственной компании, планировал изготавливать алюминиевые рамы. Однажды к нему попал образец материала, который к тому времени уже выпускала фирма B.F. Goodrich. Он разглядел за кусочком белого пластика большое будущее, переименовал свою компанию в Thermal Industries, и вывел ее на лидирующие позиции в производстве ПВХ окон.
  • Тогда же еще один американский производитель алюминиевых окон разочаровался в их перспективах. Пауль Манкусо, владелец компании Westchester Window, оценил уникальное сочетание потребительских качеств и низкой цены ПВХ. И перевел свое производство на новый материал.
  • Леон Слокомб, основатель известного во всем мире гиганта DuPont, тоже искал альтернативу алюминию. Он прекрасно видел, что металл с его высокой теплопроводностью не может удовлетворить потребность в теплых окнах. Воодушевленный перспективами, которые открывались вместе с массовым производством ПВХ, он благодаря этому пластику вывел свою компанию в мировые лидеры.
Первые пробы и ошибки

Кроме чисто производственных задач, перед пионерами пластиковой индустрии стаяла почти неподъемная проблема – переломить в свою пользу общественное мнение. У пластика в те годы среди американских потребителей была репутация недолговечного материала, пригодного разве что для штамповки ширпотреба.

И уж тем более никто не представлял, что из подобного материала можно делать окна. Предпочтение отдавалось по-прежнему алюминиевым конструкциям – менее теплым и более дорогим. О практичности и удобстве ПВХ средний обыватель практически ничего не знал.

20 лет компании, производящие металлопластиковые конструкции, бились в глухую стену. Неприятие окон из ПВХ на американском рынке удалось преодолеть только к 80-му году прошлого века. Пришлось провести тысячи презентаций для конечных потребителей, обучить армию продавцов работе с новой продукцией, организовать множество массированных разъяснительных кампаний. Отдельно решались вопросы доставки окон заказчику и обучались монтажные бригады. Нарабатывался бесценный опыт.

С технологией производств тоже оказалось не все так просто. Первые пластиковые рамы довольно быстро желтели. Отсутствовало нужное оборудование для экструзии и сварки профилей. Использование подручных инструментов и «гаражная» сборка – вот с чего все начиналось в индустрии пластиковых окон.

Успехи и стимулы

В 1966 году компания Thermal Industries продала уже 30 тыс. металлопластиковых окон. Ее специалисты интенсивно работали над совершенствованием технологии. Но первые серьезные продажи состоялись еще тогда, когда толщина рамы составляла всего 2,5 см, и в нее вставлялось только одно стекло. По словам Вейса, это были довольно примитивные конструкции, они практически не имели балансировки. И все же это был прорыв, который вдохновил компанию продолжить работы в этом направлении.

Серьезно повлиял на развитие производства пластиковых окон мировой нефтяной кризис. Он разразился в 1973 г. и продлился несколько лет. Именно тогда впервые заговорили об энергосбережении и экономии топливных ресурсов. Эти процессы стимулировали инженеров разрабатывать более сложные, но и более эффективные конструкции. Так произошел кардинальный сдвиг в понимании проблем ПВХ окон и новый прорыв в их изготовлении. Пауль Манкусо организовал серьезную выставку светопрозрачных конструкций в Нью-Йорке и продемонстрировал на ней все преимущества своей продукции плане теплосбережения. К тому же наглядно показал, что металлопластиковые профили существенно дешевле алюминиевых. Резонанс получился невероятный – о новых окнах заговорили и в прессе, и на кухнях. Продажи взлетели, и это привело к разорению множества компаний по производству окон из алюминия.

А теперь – в Европу!

США послужили локомотивом для продвижения новой технологии остекления. Но и европейские компании старались не отставать. Слишком уж очевидными были преимущества пластика. Не обошлось и без курьезов. По воспоминаниям Вайса, немецкие производители делали ставку на массивные и супердолговечные окна. При этом пытались продавать их американцам, возводившим легкие каркасные дома с тонкими стенами. Для того чтобы выровнять этот дисбаланс, ушло несколько лет доработок и создания концепции «дешевых пластиковых окон». В итоге 70-80-е годы прошлого века стали началом прорыва европейских оконных брендов на американский рынок.

Одной из таких компаний была немецкая Komcraft. Ее представитель Сиги Валентин вспоминал, что окна из первых партий были слишком тяжелыми и достаточно дорогими. Для Европы такой основательный подход был оправдан. А вот американцы отдавали предпочтение более технологичным и экономным решениям. Именно они обеспечивают здесь максимальный охват рынка. Европейским брендам (Rehau, Trocal, Veka и другим) пришлось меняться.

Показательно, что пластиковые конструкции к 1984 году в США занимали 10% всего рынка окон. Но эта цифра не так показательна, как динамика роста: за одно десятилетие количество проданных ПВХ окон выросло с 600 тыс. в 1980 году до 6 млн. к началу 1990 года.

Окончательный перелом

Очередной прорыв в производстве ПВХ конструкций наступил после вывода на рынок в 1983 г. однокамерного стеклопакета. Манкусо отмечает, что в те годы слишком многое зависело от крупных строительных компаний. Именно они формировали запрос на те или иные материалы и технологии. А к средине 80-х они все еще считали пластик сомнительным компонентом для серьезного строительства. И в новых зданиях по-прежнему устанавливались деревянные окна.

Производители металлопластиковых конструкций пошли на хитрость – разработали новый дизайн рам со скошенной кромкой. Он визуально приблизил современные окна к традиционным, и очередной барьер в восприятии потребителей был снят. Крупные производители предлагали застройщикам даже бесплатно устанавливать и тестировать свою продукцию – для выявления недостатков. Минусы все не находились, и ПВХ окна к началу нашего века стали наиболее востребованным типом светопрозрачных конструкций. Например, в 1997 г. в США уже продавалось в год 14,5 млн. единиц. Это был успех!